Школа

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

   средняя общеобразовательная школа с.Осиновка
         Михайловского муниципального района
                       Приморского края

                                                                                  Карта  сайта                                                                                Редактор: Пономаренко Г.И.      

К текущим разделам

Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом

 

Содержание:

Введение

1. Загрязнение атмосферы:

1.1. Строение, состав атмосферы.

     1.2. Загрязнение атмосферы.

     1.3. Проблемы загрязнения атмосферы. Парниковый  эффект

     1.4. Выбросы автотранспортом.

2. Загрязнение атмосферы автотранспортом с.Осиновка.

Заключение.

Литература.

Введение

                                                                    "Природа не признаёт шуток. Она всегда правдива, всегда
                                                                    серьёзная, всегда права. Ошибки же и заблуждения исходят от людей". Гете.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Люди не ценят, и берут то, что у них есть, то, что дает жизнь: воздух, воду, землю. Не думая о будущем своих детей, внуков, правнуков, они заботятся о том, чтобы им было удобнее и легче а жизни, не понимают, что за этим последует. Источники загрязнения бывают как природные, iek и антропо1снные... Но, по сравнению с природными источниками загрязнения, антропогенные приобретают глобальный характер.

Антропогенными проблемами загрязнения атмосферы являются: парниковый эффект, Кислотный дождь, фотохимический Смог и т.д.

В последнее десятилетие антропогенные факторы загрязнения атмосферы стали особа опасными, К основным источникам загрязнения относится: транспорт, промышленные предприятия, теплоэнергетика, с/х. и др.

Количества кислорода в атмосфере нашей планеты остаётся неизменным ног уже многие миллионы лет. Не представляет существенной угрозы и его расходование в настоящие время на сжигание значительного количества ископаемого топлива. А вот связанное с нашей деятельностью одновременное и, соответственно, столь же незначительное увеличение концентрации в воздухе углекислого газа - проблема более серьёзная, Ещё опаснее для нас и всего живого, проступание в атмосферу совсем уж ничтожных, по сравнению с её общим объемом, количеств токсичных веществ - продуктов пашей деятельности. Огромные объемы вредных веществ в атмосфере вызывают целый ряд неблагоприятных последствий.

В начало страницы

 

 

1. Загрязнение  атмосферы.

1.1 Строение, состав атмосферы.

Атмосфера - газовая оболочка Земли, масса которой составляет 5,15*10 т. Главными составными частями атмосферы являются азот (78,08%), аргон (0,93%), диоксид углерода (0,03%), а остальные элементы находятся к весьма малых количествах: водород - 0,3*10 %, озон - 3,6*10 % и т,д. По химическому составу вся атмосфера Земли подразделяется на нижнюю ( до ТООкм^-гомосферу, имеющую состав, сходный с приземным воздухом, и верхнею - гетеросферу, неоднородного химического состава. Для верхней атмосферы характерны процессы диссоциации и ионизации газов, происходящие под влиянием излучения Солнца. В атмосфере кроме указанных газов присутствуют также различные аэрозоли - пылеватые или водяные частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в газообразной среде. Они могут быть естественного происхождения (пыльные бури, лесные пожары, извержение вулканов и д.р.), а также техногенного (результат производительной деятельности человека). Атмосфера подразделяется на несколько сфер:

Тропосфера это нижняя часть атмосферы, в которой сосредоточено более 80% всей атмосферы. Ее высота определяется интенсивностью вертикальных (восходящих нисходящих) потоков воздуха, вызванные нагреванием земной поверхности. Поэтому она на экваторе простирается до высоты 16-18 км, в умеренных широтах до 10-11 км, а на полюсах 8 км. Отмечено закономерное понижение температуры воздуха с высотой - в среднем на 0,6С на каждые 100 м..

Стратосфера располагается выше тропосферы до высоты 50-55 км. Температура у ее верхней границы повышается, что связано с наличием здесь пояса озона.

Мезосфера - граница этого слоя располагается до высоты 80 км. Главная ее особенность — резкое понижение температуры (минус 75-90С) у её верхней границы. Здесь фиксируется серебристые облака, состоящие из ледяных кристаллов.

Ионосфера (термосфера) pacпoлагается до высоты 800км, и для нее характерно значительное повышение температуры (более 1000С), Под действием ультрафиолетового излучения Солнца газы в ионизированном состоянии. С ионизацией связано свечение газов и возникновение полярных сияний. Ионосфера обладает способностью многократного отражения радиоволн, что обеспечивает реальную радиосвязь на Земле, Экзосфера - располагается выше 800 км. и простирается до 2000-3000 км. Здесь температура превышает 2000 С.  Скорость движения газов приближается к критической величине 11,2 км/с. Господствуют атомы водорода и гелия, которые образуют вокруг Земли корону, простирающуюся до высоты 20 тыс.км.

Роль атмосферы дли биосферы Земли огромна, так как она своими физико-химическими свойствами обеспечивает важнейшие жизненные процессы у растений и животных.

 В начало страницы

 

 

1.2. Загрязнения атмосферы

Загрязнени атмосферы - привнесения в атмосферу или образовани в ней фиэико-химических агентов и веществ, обусловленное как природными, так и антропогенными факторами.


Классификация по природе и происхождению основных веществ, загрязняющих атмосферу.        Таблица 1

Природа загрязнения Источник загрязнения

Углекислый газ

Вулканическая деятельность
Дыхание живых организмов

Окись углерода Сжигание ископаемою топлива
Вулканическая деятельность
Двигатель внутреннего сгорания
Углероды,
органические соединения
Химическая промышленность
Сжигания отходов
Двигатель внутреннего сгорания
Разнообразное топливо
Сернистый газ и другие природные серы Вулканическая деятельность
Морские Бреды
Бактерии сжигания топлива
Двигатель внутреннего сгорания
Радиоактивные вещества Химическая промышленность
Атомные электростанции
Ядерные вещества
Твёрдые частицы. Вулканическая деятельность
Метеориты
Ветровая эрозия - водяная пыль
Тяжелые металлы Промышленность
Двигатель внутреннего сгорания

Естественными источниками загрязнения атмосферы служат вулканизм, лесные пожары, пыльные бури, выветривание и пр. Эти факторы не угрожают отрицательными последствиями природным экосистемам, за исключением некоторых катастрофических природных Явлений. Например, извержение вулканов Кратау в 1883г., Катмай (Аляска) в 1912г., Пинатубу (Филиппины) в 1991г. когда в атмосферу выброшено 20 км измельченного теплового материала. Пепел этих извержений распространяется на большую часть поверхности земли и вызвал изменения: уменьшение притока солнечной радиации на 10-20%, что вызвало в северном полушарии понижение среднегодовой температуры воздуха 0,5 °С.

Также источником запыленности атмосферы могут быть крупные лесные пожары, дым от которых распространяется на тысячи км. Это приводит к значительному уменьшению притока солнечной радиации к земной поверхности.

Однако в последние десятилетие антропогенные факторы загрязнения атмосферы стали превышать по масштабам естественные, приобретая глобальный характер. Они могут оказывать различные воздействия на атмосферы: непосредственное - на состояние атмосферы (нагревание, изменение влажности и др.); воздействие на физико-химические свойства атмосферы (изменение состава, увеличение концентрации СО2, аэрозолей, фреонов и пр.); воздействие на свойства подстилающей поверхности (изменение величины альбедо, системы "океан-атмосфера" и др.) (Израиль, 1984). К основным источникам загрязнения относятся: промышленные предприятия, транспорт, теплоэнергетика, сельское хозяйство и др. Среди отраслей промышленности особенно токсичные выбросы в атмосферу дают предприятия цветной металлургии, химической, нефтяной, чёрной металлургии, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и т.д.

                                                                                                                                                Таблица 2

Источники загрязнения атмосферы

Естественные Искусственные (антропогенные)
   Пыльные бури

   Вулканизм

   Лесные пожары

   Выветривание

   Разложение живых организмов

  

   Промышленные предприятия

   Транспорт

   Теплоэнергетика

   Отопление жилищ

   Сельское хозяйство

 

По агрегатному состоянию все загрязняющие вещества подразделяются на твёрдые, жидкие и газообразные, причём последние составляют около 90% от общей массы выбрасываемых в атмосферу веществ. Значительную долю загрязнения атмосферного воздуха, особенно в городах и посёлках городского типа, вносит автотранспорт. Так, в атмосферный воздух Москвы ежегодно поступает 1290 тыс.т загрязняющих веществ, из них более 70% приходится на автотранспорт. В среднем на каждого жителя столицы приходится по 120 кг. различных загрязняющих компонентов.

Сравнительно недавно появились данные по загрязнению атмосферы над территорией России в сравнении с глобальными выбросами и отдельными западноевропейскими странами. Так, в 1990 г. в мире в атмосферу выбрасывалось более 400 мил. т. четырех главных загрязнителей.

                                                                                                                                                                               Таблица 3

Вещества (мил. т.) Диоксид серы Оксид азота Оксид углерода Твердые частицы Всего
Глобальный выброс 99 68 177 57 401
Россия(только стационарные источники) 9,2 3 7,6 6,4 26,2
Россия (с учетом всех источников) 12 5,8 5,6 12,2 13,2

Как видно Россия не является основным поставщиком этих веществ в атмосферу, её вклад составляет: по диоксиду серы - 12 % (США - 21%),оксида азота - около 6% (США - 20%) и т.д. Также у России намного ниже, чем в США и в Западной Европе, потоки загрязнителей на единицу площади и на одного жителя, в частности, по диоксиду серы на один километр в квадрате в России приходится 0,7 т., в ФРГ -10 и в Великобритании - 14,5 т. В то же время Эти показатели существенно выше на единицу валового национального продукта, что говорит о высокой ресурсоемкости, устаревшихтехнологиях, используемых в России, а также недостаточно широком применении очистительных установок и их низкой эффективности.

Существенный выброс загрязняющих веществ в атмосферу над территорией России в 1991г. составил 53 мин. т. из них выбросы о стационарных источников - 32 и от автотранспорта 21 мил. т.

В начало страницы

 

1.3. Проблемы загрязнения атмосферы. Парниковый эффект

Систематические наблюдения за диоксидам углерода в атмосфере показывают, что оно растёт. Известно, что в атмосфере, подобно стеклу в оранжереи, пропускает лучистую энергию Солнца с поверхности Земли, но задерживает инфракрасное (тепловое) излучение Земли и тем самым создаёт так называемый тепличный(парниковый) эффект.

Глобальное изменение климата тесно связаны с загрязнением атмосферы промышленными отходами и выхлопными газами. Влияние тепловой цивилизации на климат Земли - реальность, последствия которой ощущаются уже сейчас. Глобальное потепление атмосферы связано с повышением содержания в ней углекислого газа из-за вырубки лесов, поглощающих его, и сжиганием такого топлива, как уголь и бензин, при котором происходит выброс этого газа в атмосферу.

Глобальное потепление способствует раннему таяния снега, в результате чего возрастает поглощение почвой солнечной энергии, которая испаряет в ней влагу, соседствуя засухе. Кроме того, тепловые, насыщенные влагой воздушные массы сдвигаются в северном направлении, в результате чего выпадает меньше дождей.

Первые заключения учёных о неизбежности антропогенного изменения климата привлекло внимания правительственных организаций в нашей стране. Ещё в 1961г. коллегия Госкомгидрометслужбы признала возможность потепления и решила организовать систематические исследования влияния хозяйственной деятельности на глобальный климат.Основными источникам CO2 антропогенного происхождения является сжигания ископаемого топлива (уголь, нефть, газ и др.) - ежегодна более 9 млл. т. условного топлива. Во всём мире в конце 80-х годов выбрасывалось в атмосферу около 8 млрд. т. диоксида углерода, что составило 1т. на каждого жителя планеты. Интересны показатели его выброса по определенным странам.

                                                                                                                           Таблица 4

Страна Объем  выбросов (млн.т.) Объем выбросов на душу населения
США 1224 5,03
Канада 110 4,24
Австралия 65 4,00
СССР 1035 3,68
Саудовская Аравия 45 3,60
Польша 128 3,68
ФРГ 182 2,08
Великобритания 156 2,73
Япония 251 2,12
Италия 102 1,78
Франция 95 1,70
Южная Корея 44 1,14
Мексика 80 0,96
Китай 594 0,56
АРЕ 21 0,41
Бразилия 53 0,38
Индия 151 0,19
Индонезия 28 0,16
Нигерия 9 0,09
Заир 1 0,03
Весь мир 5599 1,08

С начала нынешнего века увеличение выбросов СО2 в атмосферу составляло ежегодно 4-5%. По оценкам экспертов Юнеско, выбросы ССЬ в атмосферу в Северной Америке в 6 раз больше, чем в Африке и в 9 раз больше, чем в юго-восточной Азии.

В последнее десятилетие стало отмечается постепенное возрастания в атмосфере содержания метана (в среднем около 1% в год), Это связано как с природными факторами (болота), так и с антропогенными причинами (сжигание биомассы, рисовые поля, крупный рогатый скот и пр.) Наибольшее количества метана выделяют крупный рогатый скот (74% от всех видов животных) и овцы, козы (13%); поэтому в ряде зарубежных стран осуществляется работы по снижению интенсивного ведения домашним скатом метана с помощью применения ингибиторов. Значительное количество метана поставляет горное производство: ежегодно на угольных месторождениях мира в шахтах выбрасывается от 34 до 46*10 в шестых т. метана. Поэтому для предотвращения негативного экологического воздействия выбросов метана на среду планируется сокращение его выбросов до 30 мил. т. пород, а также работы по утилизации колтируемого

Увеличение содержания в атмосфере оксида азота (примерно 0,3% ежедневно) объясняется в основном возрастанием производства и применения азотных удобрений в сельском хозяйстве. Фреоны (или хлорфторуглероды) широко применяются в промышленном производстве и их выбросы в мире достигают 1,4 мил. т. (при ежегодном росте 4%).

Изменения концентрации основных парниковых газов в атмосфере Земли (по К.Л.Кондратьеву, 1990)

                                                                                                                                                   Таблица 5

Концентрация Диоксид углерода Метан Фреон-12 Оксид азота
1. Доиндустриальная

2. Современная

3. Ежегодный рост концент.

Время жизни (годы)

280 млн.^-1

354 млн.^-1

1,6 млн.^-1

50-200

0,79 млн.^-1

1,72 млн.^-1

0,15 млн.^-1

10

 

0

484 млн.^-1

17 трлн.^-1

130

288 млрд^-1

310 млрд^-1

8 млрд^-1

150

 

В этой таблице вино, что по сравнению с углеродным газом отмечается довольно быстрый рост содержания метана, и фреонов, способствующих формированию парникового эффекта. Причем в течении предстоящих десятилетий существенный вклад будет вносить метан, тогда как влияние долгоживущих (оксида азота и фреонов) появится на продолжении более продолжительного интервала времени.

По данным Г.С. Голицина (1990), за период с 1880 по 1980 гг. вклад арниковых газов в глобальное потепление климата составили: диоксида азота-66%, метана-18%, фреонов-8%, оксида азота-3% и остальных газов-5%. Однако, увеличение концентрации перечисленных газов по разному влияет на величину парникового эффекта, что определяется особенностями лощен самой молекулы газа. Так, вычисленное воздействие на 1 молекулу воздуха на парниковый эффект в 25 раз интенсивнее, чем в случае с СО2, в молекуле фреона эффективнее в 11000 раз. Отмеченные обстоятельства играют существенную роль в глобальном потеплении климата, в связи с ростом концентраций метана и фреонов в атмосфере земли.

Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере привело к тому, что по сравнению с доиндустриальным периодом (конец девятнадцатого столетия) средняя глобальная температура воздуха повысилась на 0,5-0,6 градуса. К началу 2000 г. это повышение достигло уже 1,2 градуса, а к 2025 г. может достигнуть 2,2-2,5 градуса. Парниковый эффект для биосферы земли имеет как отрицательные, так и положительные экологические последствия.

Отрицательные последствия парникового эффекта.
Среди приоритетных глобальных проблем особо выделяется повышение уровня Мирового океана в условиях потепления климата нашей планеты. Основные причины: таяние материковых и горных ледников, морских льдов, >тепловое расширение океана и т.д.. Поэтому во многих странах проводятся работы по моделированию экологических последствий повышение уровня моря достигает примерно 25 см. за 100 лет. При значительном повышение температуры воздуха (более 1,5-2 градуса), площадь горного оледенения,>площадь и толща морских льдов начнут интенсивно уменьшаться, что приведет к контрастному повышению уровня моря и океана (к концу 21 векаоно составит 0,5-2 м.). Все это приведет к возникновению сложных >экологических и социально-экономических проблем: заполнение приморских равнин, усиление абразионных процессов, ухудшение водоснабжения приморских городов, деградация мангровой растительности и так далее. Подсчитано, что подъем уровня океана на 1 м. вызовет затопление 20% территории Бангладеш и сельхозугодий Египта, пострадают многие крупные приморские города Китая, катастрофическим наводнениям подвергнется

К отрицательным последствиям парникового эффекта локального характера, особенно для России, где почти 50% ее территории занято многолетнемерзлыми породами (вечной мерзлотой) можно отнести: увеличение сезонного протаивания грунтов, что создает угрозу дорогам, строениям и коммуникациям, активация процессов термокарста, заболачивания, ухудшение состояния лесных массивов на вечной мерзлоте и другие. По линии ЮНЕСКО начала осуществляться Международная программа «Глобальная система наблюдений за уровнем моря» (ГЛОСС), которая в будущем поможет уменьшить негативные последствия значительного повышения уровня Мирового океана на прибрежные экосистемы.

Положительные экологические последствия парникового эффекта.
Несмотря на негативные вышеперечисленные последствия, парниковый эффект может иметь положительные, в частности на лесные экосистемы и в целом на сельское хозяйство, что особенно важно с учетом демографического роста населения земли. Так при глобальном потеплении климата будет отмечаться увеличение испарения с поверхности океана и связанное с ним увеличение увлажнение климата, особенно важное для аридных областей. Повышение концентрации СО2 в атмосфере может увеличить интенсивность фотосинтеза и, значит, способствовать увеличению продуктивности как естественных лесных формаций, так и культурных растений. Среди последних можно ожидать повышение продуктивности растений, у которых первичным продуктом фотосинтеза являются трех углеродные соединения. Несколько меньшее влияние окажет повышение концентрации СО2 на растения С4 (кукуруза, сорго, просо, сахарный тростник), но и у них будут   фиксироваться морфологические изменения: рост, увеличение площади листа и другие.

В ряде стран (Великобритания, США, Швеция, Австралия, Австрия) проведены лабораторные эксперименты по изучению ряда культурных растений в условиях повышения концентрации СО2 (от 330 до 660). Установлено, что при удвоении концентрации у многих растений уменьшается величина транспирации, увеличивается урожайность основных сельскохозяйственных культур.

Так, возрастает урожайность хлопка на 124%, помидоров и баклажанов на 40%, риса и подсолнечника- на 20%, фасоли, гороха и сои- на 43% и так далее. Значит, в целом парниковый эффект будет иметь положительный момент для развития сельского хозяйства, что поможет в будущем обеспечить возрастающее население планеты необходимыми пищевыми ресурсами (Вронский, 1993 г.). Проведено моделирование по воздействию парникового эффекта на развитие сельскохозяйственного производства в России, в частности, антропогенное обогащение атмосферы может в целом сыграть весьма важную роль при решении наших продовольственных проблем. Хотя в некоторых районах страны это может привести к аридизации климата, а значит к ухудшению условий выращивания сельскохозяйственных культур, но при повышении почвенного плодородия до оптимального уровня возможен рост продуктивности земледелия во всех районах, без исключения, России. В среднем по стране урожайность зерновых может возрасти на 67%, кормовых трав- на 95% (1994 г.). Таким образом, несмотря на положительные последствия парникового эффекта для наземных экосистем, только одна проблема- подъем уровня Мирового океана может отрицательно повлиять на жизнь населения более 30 стран. Поэтому по линии ЮНЕСКО, ФАО, ЮНЕП уже действует Межправительственный комитет по предотвращению глобального потепления климата, который уже проводит оценку ущерба при затоплении прибрежных территорий, при ухудшении качества водных ресурсов, ведет поиск экономически чистых альтернативных источников энергии и так далее.

АЗОНОВЫЕ ДЫРЫ
Важнейшей составной частью атмосферы, влияющей на климат и защищающей все живое на Земле от излучения Солнца, является озоносфера. Основная масса озона находится на высотах от 10 до 50 км., а его максимум - 18-26 км.. Всего в стратосфере содержится 3,3 трлн.т. озона. В слое озоносферы озон находится в очень разложенном состоянии. Если бы все количество озона собрать при давлении 760 мм. рт. ст. и температуре 20 градусов, то толщина этого слоя составила бы всего 2,5-3 мм..

Важной особенностью атмосферного озона является то, что этот газ крайне неустойчив. Постепенно происходит процесс разрушения озона, поэтому даже для существования такого количества необходимых факторов, которые обеспечивают непрерывное его образование. В среднем в атмосфере Земли ежесекундно образуется и исчезает около 100 т. озона.

Несмотря на малое количество, атмосферный озон играет исключительно важную роль в процессах радиационного переноса солнечной энергии. Он практически полностью поглощает ультрафиолетовую радиацию Солнца.

Поглощение озоном солнечной энергии определяет нагрев атмосферы на высотах 30-60 км., что, в свою очередь, через сложнейшие механизмы взаимодействия формирует сложившиеся в атмосфере Земли динамические и тепловые процессы, определяет в конечном счете особенности циркуляции атмосферы и специфику климата на нашей планете.

Активную роль в процессах образования и разрушения озона играют окислы азота, тяжелых металлов (меди, железа, марганца), хлор, фтор, бром. Общий баланс озона в стратосфере регулируется, поэтому сложным комплексом процессов. С учетом сложившегося в настоящее время газового состава стратосферы в порядке оценки можно говорить, что около 70% озона разрушается по азотному циклу, 17%-по кислородному, 10%-по водородному, около 2%-по хлорному и другим циклам и около 1,2% поступает в тропосферу. Важно отметить, что в этом балансе азот, хлор, кислород, водород и другие компоненты участвуют как бы в виде катализаторов, не меняют своего содержания, поэтому процессы, приводящие к их накоплению в стратосфере или удалению, существенно сказываются на содержании озона. В связи с этим попадание в верхние слои атмосферы даже относительно небольших количеств такого рода веществ может устойчиво и долгосрочно влиять на установившийся баланс, >связанный с образованием и разрушением озона, и привести к тем последствиям, о которых уже было сказано.

Истощение озонового слоя в атмосфере земли приводит к увеличению потока УФ-лучей на земную поверхность, что создает опасность для всего живого на нашей планете. По данным ВОЗ, уменьшение озона на 1% приводит к увеличению заболеваний людей раком кожи на 6%; значительно ослабляется иммунная система человека. Рост интенсивности ультрафиолетового излучения может привести к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, к гибели фитопланктона в океане, к нарушению глобального баланса диоксида углерода и кислорода и т.д.

КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ.
Кислотный дождь- имеет рН менее 5,6. Выпадение кислотных дождей связано с антропогенным загрязнением атмосферы выбросами диоксида серы и оксидов азота (ежегодно в мире- более 255 млн. т.) (при сжигании любого ископаемого топлива: уголь, мазут, горючий сланец, автотранспорт). От этого в различных регионах мира погибают леса на площади более 31 млн. га. Так, на территории Германии кислотными дождями повреждено около 35% площади лесных массивов страны, а в Канаде уже погибли старейшие леса (возраст до 300 лет) из бальзамической ели. Кислотные выпадения привели к ухудшению состояния и гибели горных лесов из красной ели в северных Аппалачах. Все это резко снизило прирост лесов и ухудшило естественное лесовозобновление. Отмечены случаи поражения лесов и внашей стране. Значительно снижается под воздействием кислотных дождей >урожайность некоторых с/х культур (хлопчатника, томатов, винограда, цитрусовых и др.) в среднем на 20-30%

От кислотных осадков пострадали особенно озерные водоемы в Канаде, Норвегии, Швеции, Финляндии, США и др. Так, в Швеции около 15000 озер повреждены воздушными загрязнениями, причем в 1800 озерах полностью утрачены признаки жизни. В Канаде закислены более 14000 озер, в Норвегии из 5000 обследованных озер в 1750 исчезла рыба и т.д. Пострадали от кислотных выпадений также озера нашей страны. Например, на территории Карелии в результате выпадения кислотных дождей (с рН менее 4,7) отмечены частые случаи закисления многих озер, что вызвало сокращение запасов лососевых и сиговых рыб. Во многих озерных экосистемах увеличение кислотности вод, т.е. понижение величины рН, приводит к деградации популяций видов рыб и других обитателей. И в конечном счете бурное развитие белого мха свидетельствует о том, что данный водоем стал биологически мертвым.

Кислотные дожди, как уже отмечалось выше, отрицательно воздействуют на почвы, в частности при увеличении рН менее. 5,0 начинается прогрессивное уменьшение их плодородия, а при рН, равным 3,0, почвы становятся практически бесплодными. Уменьшение их плодородия, а при рН, равным 3,0, почвы становятся практически бесплодными. Наибольшей >опасности закисления подвержены подзолистые почвы таежной зоны. Повышенная кислотность ускоряет коррозию металлических конструкций зданий, мостов, плотин и др., а также наносит серьезный ущерб памятникам архитектуры (Колизей в Риме, собор Св.Марка в Венеции, храмы и усыпальницы в Японии и др.) Поэтому многие европейские страны США, Канада, Япония и др. подписали Международное соглашение по борьбе с кислотными дождями, предусматривающее сокращение выбросов серы к 1993 году на 30% (Вронский, 1991).

ФОТОХИМИЧЕСКИЙ СМОГ
Фотохимический туман представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц первичного и вторичного происхождения. В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами.

Фотохимический смог возникает в результате фотохимических реакций при определенных условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия или очень слабого обмена воздуха в приземном слое при мощной и в течение не менее суток повышенной инверсии. Устойчивая безветренная погода, обычно сопровождается инверсиями, необходима для создания высокой концентрации реагирующих веществ.

Такие условия создаются чаще в июне-сентябре и реже зимой. При положительной ясной погоде солнечная радиация вызывает расщепление молекул   диоксида   азота   с   образованием   оксида   азота   и   атомарного кислорода. Атомарный кислород с молекулярным кислородом дают озон. Казалось бы, последний, окисляя оксид азота, должен снова превращаться в молекулярный кислород, а оксид азота - в диоксид. Но этого не происходит.Оксид азота вступает в реакции с олефинами выхлопных газов, которые при этом расширяются по двойной связи и образуют осколки молекул и избыток озона. В результате продолжающейся диссоциации новые массы диоксида азота расщепляются и дают дополнение количества озона.

Возникает циклическая реакция, в итоге которой в атмосфере постепенно накапливается озон. Этот процесс в ночное время прекращается. В свою очередь озон вступает в реакции олефинами. В атмосфере концентрируются различные перекиси, которые в сумме и образуют характерные для фотохимического тумана оксиданты, последние являются источником так называемых свободных радикалов, отличающихся особой реакционной способностью.

По своему Физиологическому воздействию на организм человека они крайне опасны для дыхательной и кровеносной системы и часто бывают причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным

В начало страницы

 

1.4  Выбросы  автотранспортом.

Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машины из блага цивилизации может превращаться в ее бич, человечество стало понимать сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее горожанам мирно сосуществовать с их стальным гудящим и гадящим потоком. В выхлопах двигателей внутреннего сгорания содержатся окись углерода, окись азота, углеводороды, альдегиды, сажа, бенз(а)пирен, телиеылые металлы. Окись углерода попадая в кровь, так действует на красные кровяные шарики- эритроциты, что они теряют способность транспортировать кислород. В результате наступает кислородное голодание, что прежде всего сказывается на центральнойнервной системе. Когда мы вдыхаем окислы азота, они в дыхательных путях соединяются с водой и образуют азотную и азотистую кислоту. В результате возникают не только раздражения слизистых, но и весьма тяжёлые заболевания. Считается, что окислы азота в 10 раз опаснее для организма, чем окись углерода.

Типичным представителем концентрогенных веществ, т.е. веществ, способствующих возникновению раковых опухолей, является бенз(а)пирен. Достаточно сказать, что учёные уже обнаружили в этих газах около 200 компонентов. Именно, в развитии автотранспорта и, стало быть, во всё большем засорении городского воздуха автомобильными газами многие учёные видят главную причину увеличения смертности от рака лёгких. Частота этого заболевания в городе намного выше чем в сельской местности.

В настоящие время' в мире насчитывается 800 млн. автомобилей, в том числе 80 мил. грузовых и примерно 1 мил. городских автобусов.

Общая противоположность автомобильных дорог во всём мире составляет более 18,3 мил. км. (458 экваторов); 10,9 мил. км. приходится на дороги с твёрдыми покрытиями. Подобно тому как мельчайшие кровеносные сосуды пронизывают всё тело, так и дороги приходят в самые отдаленные уголки планеты.

Противоречия, из которых "соткан" автомобиль, пожалуй, ни в чём не выявляются так резко, как в деле защиты природы, с одной стороны, он облегчил человеку жизнь, с другой - отравляет её в самом прямом смысле слова. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4т. кислорода, выбрасывая с отработанными газами примерно 800 кг. оксида углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеродов. Если помножить эти цифры на 800 млн. ед. мирового потока автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации.

Увеличения количества взвешенной в воздухе и осевшей на поверхности пыли объясняется также повышенным износом асфальтового покрытия автомобильных дорог вследствие применения ошипованных шин.

В городах России число автомобилей растет так быстро, что при достаточной инсоляции в атмосфере наших городов могут иметь место такие же процессы, как и в городах других стран.

 

ПОРОГОВАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ
Кобальт - недостаток - меньше 2-7; нижняя пороговая концентрация гипо- и авитаминозы В, эндемический зоб; его норма 7-30, избыток составляет более 30; верхняя пороговая концентрация - угнетения синтеза витамина В.

Медь - недостаток - меньше 6-15;нижняя пороговая концентрация анемия, заболевание костной системы. Полегание и не вызревание злаков, суховершинность плодовых деревьев. Норма 15-60, избыток более 60;верхняя пороговая концентрация вызывает поражение печени, анемия, желтуха.

Марганец - недостаток до 400 (?); нижняя пороговая концентрация заболевание костной системы, увеличение зоба. Норма - 400-3000. Если избыток составляет 3000, то возможно заболевания костной системы.

Цинк ~ недостаток 30 или нижняя пороговая концентрация приводит к карликовому росту растений и животных. Норма 30-70. Если избыток составляет более 70, то при верхней пороговой концентрации - угнетения окислительных процессов, анемия.

Молибден ~ при недостатке до 1,5 возможно заболевания растений. Норма должна составлять 1,5-4.При недостатке более 4 - подагра у человека, молибденовый токсикоз у животных.

Бор при недостатке 3-6 и нижней пороговой концентрации возможны отмирание точек роста стеблей и корней. Его норма должна составлять 6-30. При избытки более 30 - боровые энтериты у животных и растений.

Стронций - норма до 600. Если избыток 600, верхняя пороговаяконцентрация- уродская болезнь, рахит, ломкость костей.

Йод - при недостатки йода 2-5 возможно эндемический зоб, эндемия монет, усиливается при несбалансированности йода с кольбатом, марганцем и медь.

К факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на организм человека, относится также соединение свинца, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта. В& атмосферном& воздухе свинца содержится почтиисключительно в виде неорганических соединений. Количество свинца в крови человека возрастает пропорционально с увеличением его содержания в воздухе. Последнее ведёт к снижению активности ферментов, участвующих в насыщении крови   кислородам, и, следовательно, к нарушению обменных процессов в организме.

ПРИЧИНЫ ДЫМЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Причины, дымления автомобилей различны неисправность двигателя, неотлаженость системы питания или зажигания. Если все автомобильные двигатели будут правильно отрегулированы, то выброс вредных веществ в атмосферу уменьшится в 3-5 раз. Нарушение технологической дисциплины, нежелание лишний час покопаться в двигатели приводят к тому, что автомобиль неделями, а то и месяцами развозят по улицам ядовитый газ. Плохо накачанные шины не только быстрее изнашиваются но и увеличивают сопротивление движению, а значит, больше сжигается горючего.

Неумелое поведения водителя за рулём ( неправильный выбор скоростей движения, резкие разгоняя и торможения повышение установленной скорости), а так же самостоятельная регулировка (увеличение частоты вращения на холостом ходу) и нарушение инструкций по эксплуатации автомобиля нередко приводит к увеличению загрязнения окружающей среды, снижая эффективность усилий целях конструкторских конспектов. Поэтому разъяснительная работа среды водителей автомобилей в этом направлении очень важна.

Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта загрязняющих веществ в атмосферу.
Перевод автомобилей на дизельные двигатели.
Всемирная дизилизация - важное магистральное направление автомобилестроение. Возрастающий интерес к дизельному двигателю для автотранспорта связан с проблемой не только удешевлению эксплуатации автомобилей, но и уменьшения загрязнения окружающей среды. Дизельный двигатель свободен от многих недостатков, присущих его бензиновому собрату. В топливе для дизельных двигателей нет свинцовых присадок, а выброс таких вредных веществ, как окись углерода и углеводорода, на 50-90% ниже.

Газ вместо бензина.
В последние десятилетие в нашей стране осуществляется крупные мероприятия по переводу автомобильного транспорта на природный газ. Это позволяет повысить чистоту воздушного бассейна в городах и районах, где работают автомобили, заправленные газом, а также высвободить для нужд народного хозяйства немало дефицитного жидкого топлива. На ближайшие годы намечено значительно расширить производство автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газе.

Электромобиль.
В интересах защиты окружающей среды считается целесообразным перевод автомобилей на электротягу, особенно в крупных городах. Предлагается, использовать существующие типы источников тока с определенным их усовершенствованием, экономически и технически конкурентоспособные с обычными автомобилями. Последующие этапы развития электромобилей связывают с их серийным и массовым производством и постепенным увеличением их доли в автомобильном  транспорте. Оценки показывают, что в 2025 году электромобили могут составить 15% от общего числа автомобилей мира.

В начало страницы

 

 

2. 3агрызнение атмосферы автомобильным транспортом на территории с.Осиновка.

Цель работы:  Изучить влияние автотранспорта на окружающую среду с.Осиновки, и провести расчёты выбросов атмосферу и почву. Показать роль автотранспорта в загрязнение окружающей среды.

С.Осиновка расположено в восточной части Михайловского района. Через село проходит автотрасса государственного значения - Осиновка-Рудная пристань. Протяжение трасы через село - около 1,2 км. Автотрасса с твёрдым покрытием - асфальт. На расстоянии 6 м и 3 м по обочинам расположены жилые дома. Жители этих домов возле своих надворий ведут придорожную торговлю сельскохозяйственными продуктами питания.

Выбросы вредных веществ карбюраторными и дизельными двигателями
в килограммах на 1000 л горючего.   

                                                                                                                                Таблица 6

Токсичные вещества Карбюраторные двигатели Дизельные двигатели
Оксид углерода 200 25
Углеводороды 25 8
Оксид азота 20 35
Сажа 1 3
Сернистые соединения 1 31
Всего 247 102

Автомобиль с ДВС называют химической фабрикой на колёсах - в его отработавших газах содержится около 200 химически веществ, большинство из которых токсичны.

Автотранспорт в разных странах стал главным загрязнителем атмосферы (50%), и одним из загрязнителей окружающей среды вообще. В США автомобили выделяют в атмосферу 92% всего СО, 63% углеводородов, 46% азота. Отработавшие газы ДВС оказывают вредное воздействие на жизнедеятельность человека. Например, удушающее действие (углекислый газ (наряду с недостатком кислорода)), токсичность (окислы углерода, окислы азота, окислы серы, альдегиды, углеводороды), раздражение слизистой оболочки глаз, носоглотки, дыхательных путей (апромин, формальдегид, окислы серы, углеводороды), канцерогенное действие, неприятный запах, дымность (сажа, смолы, минеральные аэрозоли, частицы топлива и масла).

АВТОТРАНСПОРТ

Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят автомобили, работающие на бензине (75%), затем автомобили с дизельными двигателями (около 4%), трактора и другие сельскохозяйственные машины (около 4%)

Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при быстром разгоне автомобиля, а также при движении с малой скоростью. Относительная доля (от общей массы выбросов) углеводородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью.

Создаваемые в городах системы движения в режиме зелёной волны, существенно сокращающие число остановок транспорта на перекрёстках, призваны сократить загрязнения атмосферного воздуха в городах. Большое влияние на качество и количество выбросов примесей оказывает режим двигателя, частичности состояние между массами топлива и воздуха, момент зажигания, качество топлива, отношение поверхности камеры сгорания к её объёму ид. При увеличении отношения массы воздуха и топлива, поступающих в камеру сгорания, сокращаются выбросы оксида углерода и углеводородов, но возрастает выброс оксидов азота.

Несмотря на то что дизельные двигатели более экономичны, таких веществ, как СО, HnCm, NOx, выбрасывают не более, чем бензиновые, они существенно больше выбрасывают дыма (преимущественно несгоревшего углерода), который к тому же обладает неприятным запахом создаваемым некоторыми несгоревшими углеводородами). В сочетании с шумам дизельных двигатели не только сильнее загрязняют среду, но и воздействуют на здоровье человека гораздо в большей степени чем бензиновые.

Уровень загрязнения воздуха зависит от расхода топлива Отечественные легковые автомобили расходуют около Ю л на 100 км пробега, среднетяжёлые грузовики 20-30 л., а тяжёлые 40-5 л. не 100 км. Санитарные требования по управлению загрязнения и шума допускают поток транспорта в жилой зоне, интенсивностью не более 200 автомобилей в час при уровне шума от 35 до 5 Д/В. При расходе бензина 0,1 л/км, каждой автомашины на 1 км. магистрали выделяется до 40-60г. свинца в час, из этого количества 80% расслаивается в полосе автомагистрали. Примерно 3,65 кг. оксида углерода в сутки выбрасывается одним автомобилем.
Наблюдение проводилось в течении трёх лет.

 

Поток движения автотранспорта через с.Осиновка за 2000г.
                                                                                                                                               Таблица 7

Врем я

 

 

Пункт набл.

 

 

Всего автом.

 

 

Легковые

Грузовые

Автобусы

В село

Из села

В село

Из села

В село

Из села

8:45-9:15

 

 

 

№1

72

54

9

8

-

1

-

№2

11

6

2

2

1

-

-

№3

3

-

-

-

2

1

-

9:20-10:00

 

 

 

№1

101

54

22

7

12

3

3

№2

12

-

6

3

2

1

-

№3

14

4

3

-

6

-

1

10:28-11:05

 

 

 

№1

105

29

25

24

24

3

-

№2

8

4

4

-

-

-

-

№3

14

4

3

-

-

-

-

11:20-11:50

 

 

 

№1

90

37

21

7

25

-

-

№2

10

1

3

5

1

-

-

№3

3

1

1

1

-

-

-

12:00-12:20

 

 

 

№1

52

22

14

9

5

1

1

№2

2

1

1

-

-

-

-

№3

3

1

-

1

1

-

-

12:30-13:00

 

 

 

№1

10

5

4

-

1

-

-

№2

4

1

1

-

1

1

-

№3

1

-

1

-

-

-

-

Поток автотранспорта уменьшается в течении дня. Преобладают легковые машины.
Наиболее интенсивный поток наблюдается на улицы Суворова в 10:28-11:05

Поток автомашин снижается в 12:30-13:00.

 

Поток движения автотранспорта через с.Осиновка за 2001г.
                                                                                                                    Таблица 8

Время

 

 

Пункт набл.

 

 

Всего автом.

 

 

Легковые

Грузовые

Автобусы

В село

Из села

В село

Из села

В село

Из села

8:45-9:20

 

 

 

№1

90 70 9 7 3 1 1

№2

6 4 - - - - -

№3

3 1 - 1 2 - -

9:20-10:05

 

 

 

№1

104 53 19 10 14 4 4

№2

9 6 3 1 - 1 -

№3

6 5 - 1 - - -

10:28-11:05

 

 

 

№1

111 40 35 14 15 3 4

№2

11 6 1 1 - 2 1

№3

12 4 2 2 3 1 -

11:20-11:50

 

 

 

№1

86 23 28 16 11 5 3

№2

7 3 1 2 - 1 -

№3

3 2 - 1 - 1 -

12:00-12:20

 

 

 

№1

64 39 14 5 3 2 1

№2

1 - - 1 - - -

№3

3 1 - - 1 1 -

12:30-13:00

 

 

 

№1

12 4 4 2 - 1 1

№2

3 - 1 1 - 1 -

№3

2 - 1 1 - - -

Поток автотранспорта уменьшается в течении дня. Преобладают легковые машины.
Наиболее интенсивный поток наблюдается на улицы Суворова в 9:20-10:05

Поток автомашин снижается в 12:30-13:00.

 

Поток движения автотранспорта через с.Осиновка за 2002г.
                                                                                                                    Таблица 9

Время

 

 

Пункт набл.

 

 

Всего автом.

 

 

Легковые

Грузовые

Автобусы

В село

Из села

В село

Из села

В село

Из села

8:45-9:20

 

 

 

№1

115 70 25 14 3 2 1

№2

4 2 2 - - - -

№3

4 1 - 1 1 - 1

9:20-10:05

 

 

 

№1

106 54 31 8 6 4 3

№2

10 6 1 2 - - 1

№3

14 2 7 1 2 1 1

10:28-11:05

 

 

 

№1

100 40 30 20 6 2 2

№2

15 3 1 5 3 2 1

№3

6 1 1 2 2 - -

11:20-11:50

 

 

 

№1

102 38 36 15 12 1 -

№2

8 2 2 3 - - 1

№3

4 2 1 - 1 - -

12:00-12:20

 

 

 

№1

68 39 12 7 7 1 2

№2

3 1 2 -- - - -

№3

2 - 1 - - - 1

12:30-13:00

 

 

 

№1

15 4 1 2 1 1 6

№2

3 - 1 1 - 1 -

№3

1 - - - 1 - -

Потокдвижения преобладает на  улицы Суворова.  Преоладают легковые машины. Поток автотранспорта   уменьшается в течении дня.
Наиболее интенсивный поток приходится на  8:45 -  9:25.

 Поток автомашин снижается в 12:30-13:00.4

В начало страницы

 

Заключение

Загрязнение атмосферы может подойти в скором времени к критической черте исчезновения всего живого с лица земли.

Я считаю, что люди, изобретая новые более удобные вещи, в последнею очередь задумываются о том, чему это будет стоить, какие будут последствия. Явный пример этому - автомобиль.

Количество автомобилей ежегодно увеличивается на 7%. Число импортных машин превышает в 6 раз число отечественных. Исходя из нашего опыта, количество автомобилей проходимых по автотрассе допустимо по санитарным требованием. Увеличение оксида углерода составляет 15%.Количество свинца очень велико. Выброс свинца в окружающую среду составляет до 5кг. В час и он оседает в районе магистрали. Возникает опасность загрязнение почвы, она состоит не только в изменении ее физико-химических свойств. Посторонние вещества, попадая на почву, разрушают сложившиеся связи между отдельными группами почвенного биоценоза. Разрушаются сложившиеся трофические цепи. Всё это конечном счёте сказывается на плодородии почвы и здоровье людей.

Необходимо сделать предложения администрации с.Осиновка:.
      - запретить торговлю вдоль трассы.
      - учитывая рост потока автотрассы, решать вопрос о переносе её в менее населенный район.

Привыкнув к этому виду транспорта, мы уже не можем иначе передвигаться < на определенные расстояния, остался единственный выбор - электромобиль.

В начало страницы

 

 

Список литературы

1.Агаджанян& Н.А, Трошкин В.И. - Экология человека /  ММП,  "Экоцентр круг", 1994.

2. Болбас М.М. - Основы промышленной экологии./ Москва, 1993.

3. Вронский В.А. - Прикладная экология. / 1996.

4. Дубовкин Н.Ф., Фаворский О.Н., Зайцев В.Н. - Газовое топливо на транспорте. / 1991.

5. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. - Экология. /  "Дрофа", 1995.

6. Новиков Ю.П. - Природа и человек. / 1991.

7. Павленко Ю.П. - Запасы кислорода в атмосфере. / 1997.

8. Савенков Ю. - Природа не признаёт шуток. / Известия,  1997.

9. "Экология, здоровье и природопользования в России" / (Под редакцией Протасова В.Ф.),  М., 1995

 

В начало страницы 

Текущие разделы  

 

 692662,  Приморский край, Михайловский район
   с. Осиновка,  ул. Комсомольская,  д.3
   тел. 8 (42346) 7-11-35, osinovka2@yandex.ru

 

Сайт управляется системой uCoz