Школа  Муниципальное общеобразовательное учреждение

   средняя общеобразовательная школа с.Осиновка
         Михайловского муниципального района
                       Приморского края

 

   Текущие разделы:     /Содержание программ /                           Карта  сайта                                                            Редактор: Пономаренко Г.И.      

 

 

  Новости

 

 

  Информационная  справка

 

       

  Нормативно  правовое обеспечение

 

 

  Содержание  программ

    

          Паспорт программы

 

          Мероприятия по реализации

 

          Содержание образов. процесса

 

   

  Администрация

 

 

  Учитель

 

 

  Родитель

 

 

  Ученик

 

 

  Выпускник

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

Раздел 4. Содержание и организация  образовательного процесса

4.1. Содержание и организация начального общего образования.

      4.1.1. Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на первой ступени.
         Нравственный/ ценностный потенциал/.
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как « семья», « школа» , «родина», «учитель», « природа», « дружба со сверстниками», « уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и других общественных местах. Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно-полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выполнения поручений и заданий в процессе организации классной и школьной жизни.
        Познавательный потенциал.
Наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.
        Коммуникативный потенциал.
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
        Эстетический потенциал.
Эстетическая восприимчивость явлений и предметов окружающей природной и социальной среды, наличие личностного, эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
       Физический потенциал.
Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким, закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой спортом.

        4.1.2. Учебный план, его инвариантная и вариативные части.
Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:
    • гуманизации
    • гуманитаризации
    • оптимального соотношения вариативности и инвариантности компонентов
    • непрерывности и поступательности
    • дифференциации
    • интеграции
    • культуросообразности
Представленные в учебном плане образовательные области и компоненты содержат учебный материал , изучение которого способствует интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению их субъектности и индивидуальности, формированию умений и навыков познавательной деятельности, себя и окружающей действительности. Включение в учебный план индивидуальных и групповых занятий способствует дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения и воспитания учащихся начальных классов.

 Образовательные области

Образовательные компоненты

Количество часов в неделю

Классы
1 2 3 4
Филология   Русский 5 5 5 4
  Чтение 4 5 4 4
Математика   Математика 4 5 5 5
Природа и общество   История - - 1 1
  Окружающий мир 1 1 1 1
Человек и деятельность   Музыка 1 1 1 1
  Физическая культура 2 2 2 2
  ИЗО 1 1 1 1
  Труд 2 2 2 2
Индивидуальные и групповые занятия 1 1 1 1
Общий объем недельной нагрузки 20 22 22 22

      4.1.3. Учебные программы, используемые в образовательном процессе.
    
В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на первой ступени строится на основе традиционной программы для обучения учащихся 1-4 классов. Перечень учебных программ и учебников находятся в приложениях.

        4.1.4. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы, приемы.
   
Организация учебного процесса в начальных классов является фундаментом образовательной системы всей школы. Успешность реализации ее во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов могут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:
        • формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников
        • овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений.
        • Развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.
Для организации учебного процесса педагоги используют следующие методы и приемы:
        • приемы актуализации субъектного опыта учащихся
        • методы диалога
        • приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора
        • методы диагностики и самодиагностики
        • тестирование
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала используются:
        • урок- экскурсия
        • урок-путешествие
        • урок-зачет
        • урок-соревнование
        • урок-игра
        • интегрированный урок
        • урок-аукцион
        • урок взаимообучения
При осуществлении процесса обучения могут быть использованы педагогические технологии и методики:
        • педагогическая мастерская
        • мастер-класс
        • методики проблемного обучения
        • методики развивающего обучения
          и другие.

        4.1.5..Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся.
      
  Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4 классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника    начальной школы.
        Оно направлено на формирование всех вышеуказанных потенциалов учеников, на развитие и проявление индивидуальных особенностей.
        Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы, как :
        • технологии воспитания: коллективная творческая деятельность, игровая, творческая мастерская, моделирование воспитательной деятельности класса.
        • формы организации воспитательного : праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.
        • ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива.
        • В качестве системообразующего компонента выступает школьная республика « Здоровейка », имеющая программу, цели и задачи.

 

4. 2.Содержание и организация основного общего образования

    4.2.1.Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на 2 ступени
       Нравственный потенциал
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.Активность и способность проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т. п.
       Познавательный потенциал
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
       Коммуникативный потенциал
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
      Эстетический потенциал
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.
      Физический потенциал
Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

       4.2.2. Учебный план, его инвариантная и вариантная части (см. табл. №2)
      Учебный план включает все образовательные области федерального базисного плана и соответствующим им набор учебных предметов.
        Региональный компонент предоставлен «Историей Приморского края» в 8-9 кл., «Географией Приморского края» в 8-9кл., «Основами информатики и вычислительной техники» в 7-9 кл., «Гражданско-правовым курсом» в 5-6 кл .
Школьный компонент представлен «Основами экономики» в 5 кл., «Основами ритмики» в 5 кл., курсом « Изучение Библии в контексте мировой литературы» в 8 кл.
        В вариативную часть учебного плана включены факультативные и индивидуальные занятия , направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся и их родителей и введение предпрофильного обучения в 9 классе.

        4.2.3. Учебные программы, используемые в образовательном процессе
         Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой, физической культуры учащихся.
В приложении к образовательной программе проводится перечень учебных программ и программ и учебников к ним, используемых при обучении учащихся на второй ступени.

        4.2.4.Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы
       Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода. Главным предметам учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребенка. Усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их права выбора уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, выполняемых заданий на уроке и дома. Учителями используются следующие приемы и методы построения личностно ориентированного педагогического взаимодействия:
      * приемы актуализации субъективного опыта учащихся (опора на житейский опыт ребенка или на ранее приобретенные им знания в учебном процессе, «вызов» у учащихся ассоциаций по отношению к новому понятию, формирование отчетливого сознания границы между известным и неизвестным и
      * методы диалога и полилога;
      * приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем;
      * игровые методы;
      * рефлексивные приемы и методы;
      * методы диагностики и самодиагностики;
Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения, педагогические мастерские, дебаты, интегральная и модульная технологии образуют технологический компонент учебных занятий в 5-9 классах.
Основными формами организации уроков являются практикум, зачет, лекция (8-9-е классы), семинар, лабораторная работа, дидактическая игра.

        4.2.5. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся
       Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организаций внеучебной деятельности учащихся 5-9 классов является образ выпускника основной школы.Для формирования желаемых интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств ребенка целесообразно использовать следующие педагогические средства (табл. №4)
       Роль системообразующего фактора на второй ступени обучения выполняет коллективная творческая деятельность. За многие годы в школе накопились разнообразные формы и способы ее организации, в основе которой лежит интеграция учебной и внеклассной работы. Однако раньше акцент при подготовке и проведении КТД делался на сплочении школьно и классных коллективов, а в настоящее время ставится задача использовать возможности коллективной творческой деятельности для проявления и развития индивидуальности ребенка.
       Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъективного опыта учащихся, создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности.
      Обеспечивается развитие самоуправленческих начал. Учащиеся 5-9 классов не только являются субъектами управления жизнедеятельностью в классах коллектива, но и участвуют в работе Школьной Думы.

      Таблица 4

Основные потенциалы личности

Педагогические средства
Образовательные программы Традиционные дела Кружки, клубы, секции
Нравственный Изучение Библии в контексте мировой литературы  День знаний

 Неделя права

 Встречи с ветеранами

 Тематические классные    часы

Краеведческий

Мое село

 

Познавательный  

 Предметные недели, декады, олимпиады, вечера

 Коллективные дела творческой направленности

Программа "ГЛОУБ"

Походы

Слет туристов

Коммуникативный    Новогодние праздники

 Вечера отдыха

  8 Марта,                  

 День влюбленных

 Дни самоуправления

Школьная газета

Пресс-центр

 

Эстетический Лекторий "Литературная гостиная"  Конкурсы поделок, песен, частушек и т.п. Танцевальный кружок

Кукольный театр "Фея"

"Рукодельница"

Физический   Спортивные дела

Дни здоровья

Спортивные кружки

4.3. Содержание и организация среднего (полного) общего образования

      4.3.1. Образ выпускника 11-класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на 3 ступени
       Нравственный потенциал
       Осмысление целей и смысла своей жизни.
   Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация», «субъективность».Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких же качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.
     Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
      Активность в общешкольных и классых делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
       Познавательный потенциал
      Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном обучении из бранной области знаний, их самостоятельном добывании.
      Коммуникативный потенциал
    Сформированность индивидуального стиля обучения; владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.r
      Эстетический потенциал
      Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, любимой досуговой деятельности, проведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия в восприятии и созидании красоты.
      Физический потенциал
      Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.

        4.3.2. Учебный план, его инвариантная и вариативная части (табл. №5)
        Данный учебный план составлен на основе федерального базисного плана. При его разработке учитывались региональные особенности. Он включает все образовательные области федерального базисного плана и соответствующий им комплекс учебных предметов. Региональный компонент составляют. Вариативная часть предназначена для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей старшеклассников. Ее составляют факультативные занятия по химии. Одним из ведущих направлений отбора содержание среднего (полного) образования планируется введение профильной дифференциации.

       4.3.3.Учебные программы  и пособия, используемые в образовательном процессе
      Процесс освоения учащимися инвариантного компонента содержания образование обеспечивается следующими программно-учебными комплексами ( табл. № 6)

       4.3.4. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы
       В процессе обучения старшеклассников используются следующие приемы и методы:
           * приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
           * методы диалога и полилога;
           * приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
           * игровые методы;
           * методы диагностики и самодиагностики.
      Лекция, семинар, лабораторная работа, аукцион, деловая игра, практикум, зачет являются частными формами организации учебных занятий в старших классах. Позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся 10-11 классов.

        4.3.5. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся
        Внеучебная деятельность призвана расширить возможности педагогического влияния учащихся на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности старшеклассника (см. табл. №7)

 

                                                             В начало страницы

 692662,  Приморский край, Михайловский район
  с. Осиновка,  ул. Комсомольская,  д.3
  тел. 8 (42346) 7-11-35, osinovka2@yandex.ru

 

 

 

 
Сайт управляется системой uCoz